«Ленинград знал хорошо, кому он обязан каждым мешком муки, каждым кулем сахара, каждым ящиком крупы.Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах, которых ничем не запугаешь. Это моряки Ладожской военной флотилии». Николай ТИХОНОВ
Ленинградская эпопея – одно из самых ярких свидетельств беспримерного мужества, массового героизма и самопожертвования советского народа в войне с фашистской Германией. Подвиг Ленинграда будет жить в веках. О нем знает весь мир.
Первый караван судов с продовольствием
Ленинграду трудно было бы выстоять, если бы советские войска не удержали небольшую часть западного и восточного побережья Ладожского озера, если бы моряки Ладожской военной флотилии не обеспечили защиты этого единственного водного пути, связывающего Ленинград со страной, и перевозок всего необходимого для жизни и борьбы ленинградцев. 3 сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта, выполняя решение Государственного комитета обороны, возложил на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство обеспечение перевозок всех видов снабжения из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце. 12 сентября 1941 года сюда с восточного берега Ладожского озера прибыли суда с продовольствием.
Величие духа и необычное мужество проявили моряки ЛВФ. При отсутствии портовых сооружений и причалов, при недостатке плавательных средств и непрерывной бомбардировке с самолетов водная трасса действовала круглосуточно и при любой погоде. От вражеских бомб и артиллерийских снарядов тонули корабли, гибли люди, но водная коммуникация продолжала действовать.
Ад над Шлиссельбургом
5 сентября 1941 года и особенно следующие 2 дня оказались самыми горячими за всю войну. Над Московской Дубровкой и 8-й ГРЭС на левом берегу Невы и Невской Дубровкой на правом берегу стоял ад кромешный. Фашисты, казалось, перемешали там все живое с землей в своем стремлении прорваться в Шлиссельбург и форсировать Неву. Огромные силы вражеской авиации, группами по 70 – 100 пикирующих бомбардировщиков, сбрасывали свой смертельный груз. Так продолжалось с утра до ночи 6 и 7 сентября. «Ад» развернулся над Шлиссельбургом. Город, левый и правый берега, были объяты пламенем. В грохот бомб и снарядов время от времени врывались дикие звуки сирены. Это падали специальные бомбы, издававшие истошный вой. Фашисты сбрасывали их, чтобы деморализовать защитников Шлиссельбурга. 7 сентября пришел приказ об эвакуации судов из Шлиссельбурга.
Наглая провокация фашистов
Были сброшены вражеские листовки. На одной ее стороне была обнаружена схема оперативной обстановки на Ладожском озере: жирные черные стрелы – наступление финских частей с севера и немецких с юга – смыкались на западном и восточном берегах озера. Картинка на русском языке не говорила, а кричала: «Ладожская флотилия окружена. Доблестные красноармейцы и командиры Ладожской флотилии! Вы храбро сражались, но теперь окружены, и дальнейшее сопротивление бесполезно, сдавайтесь в плен. Мы обещаем вам сохранить жизнь, а после войны возвратить на родину. Порядок сдачи в плен: корабли должны прийти в порт Лахденпохья. Входить в залив к этому причалу разрешается только по одному кораблю, орудия должны быть зачехлены, советский флаг спущен, а поднят белый флаг. Вся команда обязана выстроиться на верхней палубе». Эта листовка усилила ненависть моряков к врагу, желание биться до победы. Вот что написал моряк Александр Машистов:
Шагай же, за ротою рота,
Сметай все преграды с пути,
Чтоб славу Балтийского флота,
Как знамя, в боях пронести.
Бушующие волны Ладоги
После падения Шлиссельбурга город оказался в кольце блокады. Вместе с Ленинградом очутились в окружении войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот. Оставалась единственная ниточка связи со страной – водный путь вдоль южного побережья Ладожского озера. Обеспечить его безопасное функционирование должна была Ладожская военная флотилия. Её главной задачей стали перевозки в Ленинград прежде всего продовольствия, нефти, угля, боеприпасов, военной техники, войсковых резервов и эвакуация из осажденного города ряда промышленных предприятий, их рабочих, а также детей, женщин и стариков.
Уже первые рейсы показали, какие громадные трудности придется преодолевать экипажам судов, чтобы успешно справиться с поставленной задачей. Ни в Новой Ладоге, ни в Осиновце самый большой транспорт «Вилсанди» и другие суда не могли из-за мелких глубин подходить к причалам. Погрузка и разгрузка производилась на рейдах в условиях частых и сильных штормов. Противник начал самую ожесточенную борьбу с кораблями и судами флотилии. Ежедневно по несколько раз большие и малые группы самолетов яростно бомбили суда в портах и в озере.
В ночь на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере разыгрался сильный шторм. Такого шторма даже старожилы давно не видели. В эту ночь «Вилсанди» шел из Новой Ладоги в Осиновец. Северный ветер кидал его с волны на волну, как щепку, крен доходил до 35 градусов, иногда казалось, что корабль вот-вот перевернется. В эту же ночь в озере разыгралась страшная трагедия: волнами разбило вдребезги несколько несамоходных судов, груженных войсками, слушателями Военно-морской медицинской академии и курсантами училища им. Дзержинского. Много людей погибло в бушующих водах Ладоги.
Создание Осиновецкого порта
В невероятно короткий срок на необорудованном побережье в местечке Осиновец был создан порт, который жил полнокровной фронтовой жизнью. Боевые корабли флотилии отражали воздушные атаки противника, конвоировали караваны судов и сами включались в перевозки, принимая на борт людей и грузы. Работой этого вновь созданного порта руководил капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов. Штаб Ладожской военной флотилии помещался в одном из маячных домиков. Командовал флотилией вначале капитан 1 ранга Б.В. Хорошхин, затем вице-адмирал В.С. Чероков. Первое время часть транспортов не имела никого вооружения. Начались работы по установке артиллерии на безоружные транспорты – «Вилсанди», «Ханси», «Стенсо», «Илга» и другие. С появлением фашистских самолетов все суда на рейде снимались с якоря и маневрировали, уклоняясь от бомб.
На флотилии велась работа по подготовке к высадке десанта в район Шлиссельбурга. 148-я кадровая рота флотилии и моряки из учебного отряда подводного плавания ожидали посадки на десантные суда. Под прикрытием огня канонерской лодки «Бурея», сторожевого корабля «Пурга» и транспортов большое количество шлюпок двигалось к берегу, занятому врагом. Отдельные шлюпки и катера уже достигли обширной прибрежной отмели. С их бортов прыгали в воду десантники. Темные столбы воды и грунта в местах падения вражеских снарядов, как свечи, вставали среди десантных судов и людей, двигавшихся к берегу. Слышался непрерывный гул артиллерийской канонады.
В момент, когда основная масса десантников по пояс в воде продвигалась к берегу, неожиданно стали налетать и пикировать немецкие самолеты, сбрасывая бомбы и расстреливая десант из пушек. Один из транспортов – «Щорс», объятый пламенем, выбросился на мель, команду удалось спасти. Вскоре весь берег заволокло дымом. Как известно, в этой операции не удалось добиться успеха.
Без сна и отдыха
Главные силы флотилии состояли из двух дивизионов канонерских лодок – тихоходных с низкими маневренными качествами и судов вспомогательного гражданского флота. Однако после укомплектования канонерок моряками-балтийцами и установки на них хороших морских артиллерийских орудий эти корабли в руках отважных командиров превратились в грозную силу для врага. На ходовые мостики поднялись опытные командиры, командовавшие в свое время современными боевыми кораблями. В разгроме десанта противника у острова Сухо участвовал отряд канонерских лодок.
Экипаж транспорта «Висланди» был в первых рядах бойцов на водной трассе «Дороги жизни». Он плавал и днем и ночью, не зная отдыха. Команде иногда приходилось спать не более двух часов в сутки. 8 октября 1941 года «Висланди» вышел в очередной поход, приняв на борт 250 летчиков, оставшихся без самолетов, для отправки в тыл за новой материальной частью. Через сутки корабль вернулся в Осиновец и снова принял 280 летчиков со сбитых самолетов.
Пятилетние старички
Эвакуация ленинградских детей – самое ответственное задание экипажу «Вилсанди». Когда первые группы детишек появились у трапа корабля, моряки были потрясены их видом. Перед ними стояли 5–7-летние старички. С мертвенно бледных, сморщенных личиков с полным безразличием смотрели детские глаза. Чтобы помочь этим измученным маленьким ленинградцам взобраться на борт корабля и ускорить погрузку, пока еще не налетели гитлеровские воздушные стервятники, все свободные от вахты офицеры и матросы перенесли на руках около тысячи ребятишек. Самых маленьких, которым, видимо, не было 4–5 лет, клали поперек банок (сидений) вплотную друг к другу. А они лежали без всякого движения, как неживые. Детей постарше усаживали плотными рядами на полу кают и всех верхних помещений, а также в грузовой трюм. Корабль вышел в озеро и благополучно доставил ребятишек на Большую землю. Во время похода моряки их накормили. Так продолжалось много дней. Матросы и офицеры отдавали часть своего пайка детям. В течение месяца «Вилсанди» перевез на восточный берег Ладоги около 16 тысяч детей блокадного Ленинграда.
Первая брешь во вражеской блокаде
Несмотря на неимоверные трудности, за 79 дней первой навигации в Ленинград было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них больше половины – продовольствие. На восточный берег были переброшены 191-я и 44-я стрелковые дивизии и бригада морской пехоты; эвакуированы 33 тысячи ленинградцев и более трех тысяч раненых.
Военные моряки и водники Северо-Западного пароходства, по существу, пробили первую брешь во вражеской блокаде, доказав, что Ладожское озеро может стать постоянной фронтовой коммуникацией. О подвигах моряков писал матрос Владимир Кириллов.
Врагам не прощали вы кровь и обиды
И Знамя Победы поднимали не раз.
Балтийские воды и берег Тавриды
Готовят потомкам пленительный сказ.
Сквозь тяжёлые льды
В период второй навигации продолжалось строительство портов в Кобоне и Осиновце. К концу навигации Кобонский порт имел уже 13 пирсов, 100 складских помещений. Военный совет фронта утвердил суточный план перевозок в 5200 тонн, из них половина – продовольствие, 3000 человек эвакуированных. 118 самоходных тендеров и 14 металлических барж были построены на ленинградских судостроительных заводах. В бухте Гольсмана они были сварены. Первая баржа была собрана за 20 дней. Затем их собирали и спускали на воду за 6–10 дней.
Еще лед покрывал Ладогу, а из Осиновца в Кобону пробивался буксирный теплоход «Гидротехник». 22 мая он вернулся в Осиновец, имея на борту 15 тонн боеприпасов. От западного берега на восточный буксир пробивался почти сутки. Для перевозки эвакуированных были выделены лучшие транспорты: экипажи пароходов «Чапаев», сделавший 417 рейсов, «Форель» – 329 рейсов.
Вечная слава героям
Через озеро была организована паромная переправа. 18 июня 1942 года вступил в строй трубопровод. По дну озера был проложен электрокабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия Волховской станции. Гитлеровское командование бросило против Ладожского водного пути 1-й воздушный флот Германии. За навигацию 1942 года авиация противника совершила 120 дневных и 15 ночных массированных налетов на порты и базы ладожской коммуникации, но парализовать ее не могла. Нашей корабельной артиллерией, береговыми зенитными батареями и истребительной авиацией было сбито 160 фашистских самолетов.
В кампанию 1942 года Ладожская военная флотилия перевезла по водной трассе «Дороги жизни» один миллион тонн грузов, 795 тысяч солдат и эвакуированного населения. Успех Ладожской навигации 1942 года коренным образом улучшил положение Ленинграда, Ленинградского фронта. Ленинградский фронт накопил силы и средства для решительного контрудара.
Летопись подвигов, проявленных моряками в битве за Ленинград, неисчислима. Народ свято чтит память о тех, кому не суждено было отпраздновать победу над врагом. Вырос большой могильный холм у Осиновецкого маяка. На склоне холма надпись: «В 1941–1943 г.г. на Ладоге во время боевых действий погибли корабли Ладожской флотилии: сторожевой корабль «Пурга», тральщики «ТЩ-122», «ТЩ-126», морской охотник «МО-175», спасательный корабль «Водолаз». На этих кораблях в водах Ладоги погибли многие военные моряки, защищавшие Дорогу жизни. Вечная слава героям!
С.В. ПЕТРОВ, депутат Государственной думы ФС РФ
История Ленинградской блокады является очень сложной и проблемной темой для любого исследователя. С одной стороны вроде никаких «темных пятен» нет, все задокументировано, в наше время, когда большинство архивов открыто для посещения, любой историк может запросить, и главное получить большое количество интересных ему документов. Однако существует интересный феномен. До сих пор есть несколько эпизодов этой страшной и героической эпопеи защиты прекрасного города на Неве, которым трудно дать однозначную оценку. Одним из таких эпизодов является защита острова Сухо. Для того, чтобы разобрать события вокруг этого крошечного куска суши в Ладожском заливе и понять чем он так интересен, нам нужно начать с самого начала войны, вошедшей в историю как Великая Отечественная.
Невский проспект в период войны.
Итак, 22 июня 1941 года Германский Рейх начал военную компанию против нашего государства. Нет смысла сейчас останавливаться на причинах первичного разгрома, тем более в наше время есть несколько молодых и очень грамотных историков, таких как Алексей Исаев, Мельтюхов, Драбкин и многие иные, которые тщательным образом стараются разобрать этот вопрос. Горечь поражения была очень сильна, но я хотел бы отметить, что разгром был не повсеместным и катастрофическим. Объективно говоря, там, где командный состав был подготовлен, а соединения укомплектованы должным образом, потери были минимизированы, и это четко прослеживается в военных мемуарах некоторых известных бойцов и полководцев (Покрышкин, Кузнецов и т.д.). К сожалению, таких крепких профессионалов было не так много, плюс противостояла нам совершеннейшая, закаленная в боях и овеянная победами немецкая армия, враг серьезнейший и мощнейший. Только благодаря титаническим усилиям народов нашей страны и грамотному руководству, мы смогли победить и уничтожить этого противника. Но первые месяцы войны были очень сложными... К границам Ленинграда война подошла очень рано — в начале сентября 1941 года. К этому не был готов никто.
Маркиан Попов
4-я танковая группа группы армий «Север» под руководством генерал-полковника Эриха Гёпнера как «нож сквозь масло» прошла всю Прибалтику и уже 9 июля заняла Псков. Дальнейшее наступление на Ленинград было остановлено на так называемом Лужском оборонительном рубеже. Приказ на его постройку, на свой страх и риск отдал командующий Ленинградским военным округом генерал-лейтенант М. М. Попов, один из самых блестящих и толковых командиров РККА, ныне практически забытый. До середины августа кадровые войска и народные ополченцы обескровили немецкие формирования, а главное позволили выиграть время для того, чтобы укрепить оборону непосредственно возле Ленинграда. Возможно, эта задержка стала ключевым моментом в том, что город не пал.
Лужский рубеж
Однако к 16 августу немецкие войска смогли выйти на оперативный простор и двинуть свои силы по направлению к Новгороду и Ленинграду. Одновременно 31 июля Финляндия перешла в наступление на Карельском перешейке, и остановилась на линии старой границы. Ситуация вокруг Ленинграда резко ухудшилась. 29 августа враг взял Тосно, а 30 августа вышел на берег реки Нева и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Следующие 25 дней были самыми сложными, не побоюсь этого слова "переломными" в истории города. По множеству документов и свидетельств очевидцев город готовили к сдаче, росла паника. Для того чтобы попытаться предотвратить панические настроения 5 сентября Ставкой Верховного Главнокомандования (ГКО) на должность командующего Ленинградским фронтом был назначен маршал К.Е.Ворошилов, но тот сам видимо не очень верил в то, что немцев можно остановить и, судя по имеющимся свидетельствам, искал смерти в бою. 8 сентября фашистские полки взяли станцию Мга, затем Шлиссельбург (Петрокрепость) и таким образом отрезали Ленинград от суши. Началась 872 -дневная Блокада города.
Окружение Ленинграда
Считается, что Гитлер своей директивой № 35 от 6 сентября сам остановил наступление Группы армий «Север» на город, сняв до 70 % танков, а главное 8 авиакорпус Вольфрама фон Рихтгофена, перебросив их под Москву, посчитав, что в городских боях армейская группировка понесет слишком большие потери. Это не совсем верно. На самом деле Гитлер дал возможность командующему группой армий Фон Леебу провести штурм города, и уже 9 сентября такой штурм начался. Войска же свои с фронта (авиацию и танки, о чем я говорил выше) немцы начали снимать с фронта не раньше 15 числа месяца, то есть как минимум 6 дней фашистские (не люблю этот термин, тем более с исторической точки зрения он не верен, ну да ладно) войска в полном составе пытались взять город. 10 сентября ставка ГКО назначила командующим Ленинградским фронтом Г. Жукова. С этим назначением, кстати, возникает первый интересный момент из тех, о которых я говорил в начале этого повествования — по некоторым документам назначение состоялось не 10, а 11, но прибыл Генерал Жуков в Ленинград только 14. Я так и не смог найти внятного объяснения, с чем именно была связана такая задержка в важнейшие дни обороны города.
С большим трудом и напряжением всех сил штурм города удалось отбить, линия фронта стабилизировалась, но город оказался в осаде. Финны вышли на свою старую границу и никаких действий (судя по воспоминаниям К.Г. Маннергейма осознано) не предпринимали, сухопутных войск немцев для нового штурма было недостаточно, а силами исключительно «Люфтваффе», учитывая сверхнасыщенную систему ПВО Ленинграда, оперировать было невозможно..
Аэрофотосьемка Бадаевских складов (обозначены красным овалом) в первый день войны.
Основной проблемой оказавшегося в блокаде более чем трехмиллионного населения стал голод. В советской историографии зачастую его связывают с тем, что чуть ли не в первые дни войны сгорели так называемые Бадаевские склады, запасник продовольствия для города. Это абсолютно не соответствовало действительности. Запасов продовольствия, находившегося на вышеуказанном складе, хватило бы максимум на 5 дней — не больше. Кроме Бадаевских были и другие запасники продовольствия, но как показывают документы, провиант там был или просрочен или испорчен — в городе попросту не было неприкосновенного запаса продовольствия. Власти Ленинграда оказались совершенно не готовы к ситуации, которая сложилась осенью 1941 года и можно с уверенностью сказать, что огромная часть вины в возникшем голоде лежит на них. Можно ли было что-то предпринять? Конечно! Известный исследователь Никита Ломагин, например, считает, что: «Надо было более организованно провести эвакуацию населения в доблокадный период, сразу же ввести ограничения на изъятие денежных средств из сберкасс, а также вовремя установить карточную систему и закрепить население за магазинами, тем самым не допустив многочасового стояния обессилевших ленинградцев в огромных очередях». Я лично согласен в этом вопросе с мнением известного эксперта.
Неподготовленность властей привела к тому, что начиная с ноября года в городе начался настоящий и суровый голод. Вот норма выдачи продовольствия по карточкам на ноябрь-декабрь 1941 года:
- Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,
- Войскам первой линии — 500 граммов.
Блокадная пайка хлеба и хлебная карточка на осень 1941 года.
При этом надо понимать, что хлеб этот бы не то чтобы не питательный или полезный, а практически несъедобный, более чем на половину состоявший из целлюлозы и других примесей.
В городе начались случае каннибализма, серьезно вырос уровень преступности. Убить человека за хлебную карточку, которую и не каждый день можно было бы отоварить, стало обычным делом.
В эти нелегкие, критические дни стало ясно, что поддерживать город в осаде можно только 2-мя способами - «воздушным мостом» и судами через Ладожское озеро. Воздушный мост был делом малоперспективным, ввиду отсутствия большого количества транспортной авиации и невеликой грузовой способностью отдельного самолета. Поэтому большую часть снабжения города пришлось вести именно через озеро. В историю транспортная магистраль через Ладогу вошла под названием «Дорога жизни».
Общая карта "Дороги жизни"
Было два основных пути этой магистрали. Первый проходил через Шлиссельбургскую губу и назывался малым. Второй же шел от Новой Ладоги и назывался соответственно Большим. Осенью, вплоть до того, как Ладога покрылась льдом перевозками беженцев, продовольствия, оружия занимались суда вновь сформированной Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства. Со стороны Ленинграда основным портом стал Осиновец, дополнительными станция Ладожское Озеро и Коккорево. С другой стороны «дороги» основным местом приема стала Кобона, дополнительными Лаврово и Коса. Основной проблемой являлось то, что все вышеуказанные места являлись абсолютно необорудованными и не готовыми к приему судов. Вплоть до ноября 1941 года основной маршрут перевозок проходил по линии Новая Ладога-Осиновец.
Мыс Осиновец
Как свидетельствует Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, в конце августа Ставкой ГКО была поставлена задача оборудовать порты, обеспечить бесперебойную систему коммуникации осажденного города с Большой Землей. Героическим и титаническим трудом было сделано очень и очень немало: был проложен кабель телефонной связи по дну озера, возведены заново и (или) укреплены имеющиеся инфраструктура для приема судов, подведены ветки железнодорожного сообщения напрямую к пирсам, особо усилена охрана от возможных диверсий, усилены средства ПВО. Последнее было очень немаловажно, учитывая постоянные налеты вражеской авиации. Как пишет историк В.Ковальчук: «всего в составе Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО насчитывалось 76 85-миллиметровых, 69 76-миллиметровых, 39 37-миллиметровых орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторных станций плюс 7-ой истребительный авиакорпус (ИАК) ПВО и авиации Краснознаменного Балтийского флота».
Малый маршрут "Дороги жизни"
С ноября, после того как Шлиссельбургская губа покрылась льдом были организованы сначала конно-санные, а потом и автомобильные пути транспортировки.
Стабилизация с поставками сразу же положительным способом сказалась на жителях блокадного Ленинграда. Например, 11 февраля была объявлена третье по счету увеличение продовольственного довольствия: рабочие и ИТР стали получать 500 г хлеба в день, служащие — 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Одновременно были улучшены качество и питательность хлеба. Городу было трудно, но кризис миновал — Ленинград жил, боролся и верил в победу.
С начала войны на Ладожское озеро было внутренним водоемом Советского государства и, соответственно, никакой необходимости держать здесь военные корабли не было. Однако с 25 июня 1941 года Ладожская военная флотилия была образована вновь. Связанно это с вступлением в войну Финляндии. С октября 1941 по сентябрь 1944 года командующим флотилии был капитан 1 ранга, а с января 1944 — контр-адмирал Чероков В. С.
Ладожская Военная флотилия
Вплоть до весны 1942 года у флотилии на Ладоге не было соперников, но сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и мирных заградителей, организовав свой отряд. Местом базирования вражеских сил стала Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года на Ладожское Озеро был переброшен сначала 12-ый отряд торпедных катеров из порта Специя (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм. пулемет, 6 глубинных бомб, дымаппаратура), а потом 15 (впоследствии их число возросло до 20) немецких самоходно-десантных барж конструкции Зибеля. Баржи (или паромы, как принято их называть в отечественной историографии) имели водоизмещение 144 тонны, их осадка составляла не более 1 метра. Представляли они из себя катамараны, состоящие из двух понтонов, соединенных широким помостом с бронированными надстройками. Баржи делились на легкие и тяжелые. Вооружение тяжелых паромов состояло из трех 88 мм. орудий и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов, легкого - из одной 37 мм. пушки и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов. Два двигателя суммарной мощностью 1500 л.с., обеспечивали скорость до 10 узлов. Принадлежали эти баржи “Люфтваффе», а командовал ими непосредственно полковник Фриц Зибель.
Командующий ЛВФ контр-адмирал Чероков В. С
Столь серьезное усиление группировки противника на озере заставило советское командование предпринять ответные меры. Были введены в строй несколько новых кораблей, основаны береговые батареи. Одной из таких батарей стала 3-орудийная 100-миллиметровая под № 473 на острове Сухо, остров, сыгравший немалую роль в войне на Ладоге и в обороне Ленинграда.
Этот небольшой островок, имеющий размеры 90 на 60 метров был насыпан по приказу Петра I. По легенде при прохождении Волховской губы его ял сел на мель, а он воскликнул: «Тут же сухо!», после чего велел основать остров на месте имеющееся отмели. Остров получил форму неправильной подковы с небольшой бухтой. Вход в бухту был построен с юго-востока, так как восточный ветер дует тут редко. В 1825 году на острове было воздвигнуто здание маяка, а в 1891 году маяк был перестроен и переоборудован. Остров находится примерно в 25 километрах от Новой Ладоги, а его координаты (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6")
Маяк на острове Сухо
Чем же так известен этот небольшой островок, затерянный на просторах огромного озера, чем же необычен, в чем его тайна. Известен Сухо, конечно же, тем боем, который произошел на нем 22 октября 1942 года. Я думаю, уместно будет рассказать сначала о сражении, а уж потом перейти к странностям и тайнам этой операции.
Итак, около 7 часов утра 22 октября 1942 года к острову Сухо подошел большой отряд, состоящий из семи тяжелых десантных, четырех легких, трех транспортных, одной штабной и одной санитарной барж, а также из семи десантных катеров — всего 23 судна. Все они были немецкие. Кроме того обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, а также неподалеку должны были находиться итальянские и финские катера.
Итальянский торпедный катер на Ладоге.
Им противостоял гарнизон острова в составе около 100 человек под руководством старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Около 7 часов 10 минут сигнально-наблюдательный пост на острове Сухо обнаружил в 30 кабельтовых (около 5,5 км) к западу большое количество крупных и мелких судов, шедших в строе фронта по направлению к острову. Пост принял их за советский караван, направлявшийся в Новую Ладогу. В 7 часов 15 минут суда, оказавшиеся кораблями противника, прикрывавшимися с воздуха шестью самолетами Ме-109 и двумя самолетами Ю-88, открыли сосредоточенный огонь по острову Сухо. Первыми же залпами противника была сбита антенна, и связь острова с командованием оборвалась. В 7 часов 17 минут командир батареи Гусев приказал открыть огонь по кораблям противника. Через минуту прямым попаданием 88-мм снаряда в маячное здание был разбит находившийся там командный пункт батареи, и орудиям пришлось далее вести огонь самостоятельно. К 7 ч. 30 м, видимость улучшилась, и состав сил противника был уточнен. Неприятельские корабли вели огонь из 88-мм орудий и большого числа, счетверенных 20-мм автоматов, Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов. Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.
Командир гарнизона Сухо И.К. Гусев
Лейтенант Гусев, несмотря на 4 ранения руководил боем, и только 5 вывело его из состава.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). В послевоенных источниках было сказано, что они находились в дозоре, я же точных сведений об этом не нашел, так что считаю это счастливой случайностью. Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. Об этом моменте в частности вспоминает командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются»: «Мы с командующим флотилией В. С. Чероковым и командующим ВВС флота М. И. Самохиным находились в Морье, по дороге в Новую Ладогу, когда нам доложили, что противник со своих быстроходных катеров и десантных барж обстреливает батарею острова Сухо. Отдав приказание начальнику штаба авиации флота о подъеме штурмовиков в воздух, мы поспешили в Новую Ладогу. Командир военно-морской базы Осиновец капитан 1 ранга А. Г. Ванифатьев получил приказ выслать корабли навстречу отряду противника».
Командир тральщика Тщ-100 старший лейтенант П. К. Каргин
До прихода помощи героически и очень умело принял бой командир МО-171. Он не только вел артиллерийскую дуэль с 8 судами противника, но также смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Впоследствии один из этих геройских кораблей (ТЩ-100) был установлен в качестве памятника в Новой Ладоге.
Памятник тральщику ТЩ-100
Наконец примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении или повреждении судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну. Численность потерь с немецкой стороны естественно оспаривается западными историками, например количество потерянных нами самолетов они оценивают в 6.
Самоходная баржа типа Зибель
Вот такая вот история. А вот теперь несколько слов стоит сказать о тех странностях и загадках, которые были вокруг этой операции. Собственно говоря, возникает вопрос, зачем была проведена эта операция. При ответе на этот вопрос главенствуют 2 абсолютно противоположных мнения: 1) выраженное известным историком Н.И. Барышниковым в своих книгах. По его мнению, Сухо был ключевым местом в системе обеспечения продовольствием и боеприпасами осажденного города.
2) Штурм Сухо — это никому не нужная, и демонстрация присутствия немцев на Ладоге, имеющая своей целью подвигнуть финских союзников к более активным действиям.
Давайте рассмотрим обе эти точки зрения и попытаемся понять, насколько они вообще близки к действительности.
Начнем с мнения Барышникова. Вот отрывок из одной из его книг: «Летом и осенью функционировавшая Дорога жизни, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград, являлась морской, поскольку грузы перевозились уже судами. Обеспечение охраны этого пути имело исключительно важное значение. В этом отношении ключевую роль играл небольшой остров Сухо, где находился военный гарнизон, обеспечивавший прикрытие водного пути из Кабоны в Ленинград». Рассматривая карту с ходу понимаем, что это полная ерунда. От острова Сухо до Кабоны километров 60 и уж водный путь, который мы назвали малым маршрутом Дороги жизни (Кобона-Осиновец), Сухо точно никак не прикрывает.
Трассы перевозок по "Дороге жизни" в 1942 году
Этот остров лежит на пути большого Маршрута Дороги жизни и является важным объектом на пути из Новой Ладоги в Осиновец. Однако на дворе конец 1942 года и Большой маршрут перестал играть ключевую роль в обеспечении Ленинграда. Гораздо удобнее снабжать осажденный город через Кабону, да и потом летом 42 по дну Ладоги был проложен трубопровод для перекачки топлива и еще кабель от восстановленной Волховской ГЭС, то есть перекрытие Большого маршрута к коллапсу перевозок не приведёт однозначно. Тем более к этому времени был отремонтирован Новоладожский канал, через который, несмотря на его маленькие размеры и мелководье, тоже можно было бы проводить суда. Давайте представим, что операция немцев достигла успеха, и они заняли остров. К чему это приведет? Менее чем через месяц на Ладоге встанет лед и соответственно провод кораблей по Большому маршруту прекратится сама собой и замрет. В общем то и все. Соответственно строить выводы, что вся операция была направлена на разрушении системы коммуникации между блокадным Ленинградом и Большой Землей, посредством занятия Сухо было бы абсолютно неправильно.
Схема Боя у острова Сухо
Рассмотрим вторую точку зрения. Якобы немцы демонстрировали «флаг» на озере, сделав небольшой набег и при возможности уничтожив островной маяк. Так ли было дело? Думаю, нет. Меня смущает в этой версии сразу несколько моментов. Во-первых, немцы разработали эту операцию, которой дали кодовое название «Бразиль» исключительно силами «Люфтваффе» без привлечения, как финнов, так и итальянских торпедных катеров. Катера эти «болтались» где то неподалеку, но задач им не ставилось, а значит, понятия об этой операции они не имели. То есть была необходимость в соблюдении строгой секретности, а также хорошее взаимодействия между судами, десантом и самолетами. Во-вторых, по имеющимся в наличии финским и немецким документам выход в ночь с 21 на 22 октября был не первой, а третьей попыткой проведения операции. Первая предпринималась 9, вторая 15 октября. 8 октября помешала непогода, а 15 суда не смогли сориентироваться на море и были вынуждены вернуться в порты. Не знаю как кому, а мне это очень странно. Есть такое впечатление, что своими действиями немцы хотели дезинформировать как советскую разведку, так и своих союзников. В третьих, посмотрите на состав сил. Для того чтобы провести легкий «набег» не обязательно было собирать такой мощный кулак, рискуя редкими и дорогостоящими баржами «Зиверта». Не стыкуется..никак. Весь ход войны, весь военный опыт показывал, что просто так немцы не стали бы рисковать столь крупными соединениями ради неясной цели.
Остров Сухо сейчас
Что у нас выходит по гамбургскому счету? А то, что бой у Сухо до сих пор полон загадок. То, что операция проводилась осознанно, то, что немцам нужен был этот остров именно в конце осени, для меня лично не подлежит сомнению. А вот для чего он был нужен — тут сплошная тайна. Я считаю, что немецким командованием замасливалась какая-то сложная многоходовая комбинация, и получение Сухо было одним из первых, но, тем не менее, важных ее этапов. Скорее всего, следующим этапом было бы уничтожение ремонтных баз ЛВФ в Новой Ладоге. Как бы там не было, благодаря исключительному мужеству советских моряков, летчиков и солдат эта операция была сорвана! Несколько фамилий этих мужественных бойцов история сохранила для потомков старшие лейтенанты И. Гусев, В. Ковалевский и П. Каргин, старший сержант В. Баскаков, сержанты Ф. Мишуков и П. Пугачев, старшина Мартынов.
Пройдет еще немного времени и «Дорогу жизни» заменит «Дорога Победы», затем будет снята блокада Ленинграда, а 2 мая 1945 года наши войска заставят капитулировать Берлин.
Вечная слава героям!!!
ОСТРОВ СУХО
Командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются» назвал защиту острова Сухо самой успешной операцией нашего флота за всю войну. Написать о защитниках острова меня побудили найденные в архивах наградные листы моего деда, старшины 1-й статьи Семена Яковлевича Ковальчука, командира отряда сигнальщиков тральщика ТЩ-127, принявшего участие в этом сражении. Тогда деду было 24 года. При жизни он никогда не рассказывал про войну, да и мне тогда это было неинтересно. Теперь, став старше, я захотел узнать о событиях тех лет.
«Штормит Ладога, лютует враг»
Ни у кого нет сомнений, что Дорога жизни сыграла огромную роль в жизни блокадного Ленинграда. Эта транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, действовала во все времена года. У нее были два маршрута: большой, созданный в первые дни блокады, от Новой Ладоги до деревни Осиновец, и малый, от деревни Кобона, который начал действовать в 1942 году. В 1939 году, во время войны с Финляндией, на озере была создана Ладожская военная флотилия. В 1940 году вся прибрежная территория Ладоги стала принадлежать СССР, и флотилия была переформирована в Военно-морскую учебную базу.
В начале Великой Отечественной войны финны отвоевали назад в районе Сортавалы и Лахденпохьи прибрежную территорию озера, и поэтому в июне 1941 года военная флотилия на Ладоге была воссоздана. В августе, через два месяца после начала войны, к портам предполагаемой Дороги жизни невероятными усилиями была проведена железная дорога, проложена телефонная связь, переоборудованы портовые территории и создана система ПВО. 8 сентября немецкая армия замкнула кольцо блокады.
По Дороге жизни начались первые перевозки. Оружие, беженцы и продовольствие транспортировались судами Северо-Западного речного пароходства в сопровождении кораблей Ладожской военной флотилии.
«Тут же сухо!»
На пути большой транспортной магистрали из Новой Ладоги в порт Осиновец в 20 километрах от южного берега озера затерялся крошечный островок, заложенный Петром I. Как-то царь, на своем яле проходя Волховскую губу и сев на мель, воскликнул: «Тут же сухо!» – и велел основать остров на месте открытой им отмели. Отныне все проходящие по этому пути суда должны были оставлять камни на новом острове, который назвали Сухо. Так появился рукотворный остров в форме подковы размером 90 на 60 метров с бухтой на юго-восточной безветренной стороне. В 1891 году здесь было установлено каменное здание маяка.
В 1941 году остров превратился в важный стратегический объект, который позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера, Дороги жизни, а также прикрывал подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии.
Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В ее задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и нашим тылом. В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде самоходно-десантные баржи типа «Зибель».
Только в сентябре 1942-го на острове были установлены три 100-миллиметровых орудия противокатерной обороны и три пулемета. Гарнизон Сухо насчитывал 90 человек. Создавалась противодесантная оборона, но к октябрю еще не все сделали: не были установлены проволочные заграждения, не закончено оборудование огневых точек, не заминированы подступы к острову, да и численность гарнизона была явно недостаточной.
В ночь на 22 октября 1942 года немецкая флотилия под прикрытием финских и итальянских катеров вышла из Лахденпохьи. Это был отряд, состоящий из 16 барж (семь тяжелых десантных, четыре легких, три транспортных, одна штабная, одна санитарная), оснащенных 21 пушкой 88-го калибра, 9 пушками 37-го калибра и 135 пулеметами 20-го калибра, и семи десантных катеров – всего 23 судна. Кроме того, поддерживать действия судов и десанта должны были 15 самолетов.
Решающая битва
Гарнизон острова под командованием старшего лейтенанта И.К. Гусева не был предупрежден о начале операции. Вражескую флотилию обнаружили около семи часов утра, когда она находилась в 5,5 километра от острова. На тот момент в гарнизоне находились 70 человек. Сильный шквалистый ветер, снег и крутая волна мешали защитникам Сухо определить точный состав сил противника.
Через пять минут после обнаружения вражеской флотилии сопровождающие ее самолеты, Ме-109 и Ju-88, открыли огонь по острову. Никто не мог даже предположить, что в таких плохих погодных условиях фашисты введут в бой авиацию. За считанные минуты самолеты противника при поддержке корабельной артиллерии разрушили антенну, лишив гарнизон связи с командованием, и здание маяка, где находился командный пункт батареи. Неприятель вел огонь из 88-миллиметровых орудий и соединенных вчетверо 20-миллиметровых авиационных пулеметов, которые уничтожили все наши пулеметные гнезда. На острове начался пожар.
Гарнизону понадобилось две минуты, чтобы подготовить ответный удар по врагу. Сразу были зафиксированы попадания в суда. Одна из барж противника села на южный риф острова в 900 метрах от берега и была расстреляна огнем батареи. Под прикрытием артиллерии вражеский десант стремительно приближался к острову. В 7:50 два самолета Ju-88 бомбардировали подступы к западной части острова с целью очистить путь десанту от мин, которых там не было. В 8:08 противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 100 человек.
Это был первый и последний вражеский десант, который ступил на берег острова Сухо, – всем остальным попыткам противостояли самоотверженные боевые действия наших воинов. Многие вражеские суда, заметив упорное сопротивление, даже не попытались высадить солдат и повернули обратно.
Находящиеся неподалеку на рейде два судна Ладожской флотилии: морской охотник МО-171 (две пушки калибра 45 мм, экипаж 32 человека) под командованием старшего лейтенанта В.И. Ковалевского и тральщик ТЩ-100 – бывший финский пароход «Аунус» (две пушки калибра 45 мм, экипаж 25 человек) – под командованием старшего лейтенанта П.К. Каргина, заметив боевые действия, незамедлительно сообщили командованию и вступили в неравный бой, отвлекая противника от острова. Вода около судов кипела от пуль и снарядов.
Через 12 минут после высадки десант противника окружил два орудия, и начался жестокий 4-часовой рукопашный бой. Еще одно орудие с бойцами батареи, сигнальщиками наблюдательного поста и манипуляторного пункта находилось в разрушенном здании маяка, и наши солдаты тоже упорно сопротивлялись продвижению противника.
Старший лейтенант Гусев командовал боем, имея четыре ранения, и только пятое вывело его из строя. Защитники острова оказывали нечеловеческий отпор фашистам.
После донесения МО-171 и ТЩ-100 на помощь бойцам Сухо вышли корабли и авиация Ладожской флотилии. В 9:20 гарнизон при поддержке подоспевшей авиации с ожесточенным натиском заставил противника покинуть остров. А в 9:30 в бой вступили сторожевые катера, вышедшие из Новой Ладоги, около 11 часов подключились суда из Морье, чуть позже – канонерские лодки «Вира» и «Селемджа».
Финал сражения
Шесть часов продолжался бой. Несмотря на чудовищное превосходство, попытки немцев овладеть стратегически важным объектом успеха не имели. Около полудня противник был полностью выбит с острова Сухо. Часть десанта была эвакуирована фашистами, часть окружена и блокирована. В 16 часов, получив повреждения, «Вира» и «Селемджа» прекратили преследование отступающих судов противника. Были уничтожены или захвачены 16 из 23 десантных судов, сбиты 12 вражеских самолетов.
У нас были значительные потери в личном составе, суда Ладожской флотилии имели повреждения, но ни одно не покинуло поле боя, однако наша авиация потеряла шесть самолетов.
После провала операции «Бразиль» командование германской армии больше не предпринимало никаких действий на Ладожском озере. Эта небольшая победа, забрав с собой жизни защитников острова Сухо, спасла тысячи жителей блокадного Ленинграда от голодной смерти. Дорога жизни продолжала действовать.
Евгений ИСАКОВИЧ